Режим работы центра:

c 08:00 до 22:00

без обеда и выходных

Звоните нам:

+7 (968) 396-96-83

психологический центр
Помощь психолога >> Статьи
24 мая, 2012

Проблема оказания психологической помощи подросткам и их семьям была и остается актуальной – слишком сложный период переживает вся семья и слишком часто возникают проблемы у самого подростка и семьи в целом. Наиболее часто родители подростков, обращающиеся за помощью, жалуются на грубость подрастающего ребенка, на его нежелание общаться с родными, отстраненность и апатичность, пугающую сверхувлеченность сына или дочери компьютером, своеобразной музыкой, маргинальной культурой, эксперименты с внешностью, увлечение диетами и т.п. Зачастую родители ощущают беспомощность и фантазируют о психологе как о человеке, который объяснит ребенку, как надо себя вести, что любить, чем увлекаться и исправит появившиеся у ребенка отклонения.

Трансформация отношений с родителями как ядро процесса психологического созревания в подростковом возрасте: психоаналитический взгляд

В такой ситуации практическому психологу важно понимать психологический смысл и функции как появившихся у подростка новых пристрастий и особенностей, так и нового характера отношения к родителям, чтобы предполагаемая психологическая помощь работала на развитие всей семейной системы, а не снижала тревогу одного из агентов взаимодействия за счет психологического благополучия другого.

При решении этой задачи практическому подростковому психологу важно опираться на эмпирически обоснованные теоретические положения. В данной статье мы хотим представить результаты эмпирического исследования связи психоэмоционального состояния подростка с его восприятием родителей, методологической основой которого послужили психоаналитические представления о подростковом возрасте как важнейшем этапе в процессе психологического созревания индивида. Как нам представляется, результаты работы могут углубить понимание наблюдаемых у подростков особенностей поведения, особенно если они беспокоят его ближнее и дальнее окружение – родителей, педагогов, психологов.

В психоанализе устоялись представления о подростковом возрасте как о центральном периоде в ходе психологического созревания человека. Считается, что только после решения задач подросткового периода, занимающего от 11-12 до 20лет, структура личности окончательно принимает характерный и стабильный для данного человека вид. (Недаром во многих зарубежных странах, например, во Франции, диагноз «шизофрения» не ставится ребенку до истечения подросткового возраста. Считается, что пока личность еще окончательно не сформировалась, наблюдаемые психотические состояния могут быть преходящими, и их лечат, как правило, психотерапевтически, если только нет угрозы физической безопасности ребенка или окружающих [4]).

Каковы же основные психологические задачи подросткового возраста с точки зрения психоанализа? При их описании мы будем опираться на работы Ф. и Р.Тайсонов[6] и П.Блоса[1], которые известны как выдающиеся психоаналитические исследователи детского, и в частности, подросткового развития. Эти авторы определяют задачи подросткового возраста в терминах классического и современного психоанализа, так что задействованными оказываются представления З.Фрейда[8], А.Фрейд[7], М.Кляйн, М.Малер, У.Винникота, Х.Кохута, О.Кернберга и многих других теоретиков данного направления.

Главными используемыми понятиями являются: понятия влечений, защит, конфликтов, дефицитов; понятие трехчастной структуры личности, включающей ид, эго и суперэго, понятие фаз психосексуального развития, обозначаемых как оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная; понятие объектных отношений как кристаллизованных паттернов отношений субъекта к миру; понятие идентичности как субъективного переживания себя. Также психоаналитические авторы используют понятие эволюции аффектов; понятие первичного и вторичного мыслительного процесса, понятие стадий когнитивного развития(сенсомоторная, стадия постоянства объектов, дооперационная, конкретных операций, формальных операций).

Используя вышеперечисленные понятия, Р.и Ф.Тайсоны к основным задачам подросткового возраста относят:

  • Психологическое приспособление к половой зрелости
  • «Вторичная индивидуация» - отделение от родителей и отказ от них как от главных объектов любви
  • Научение использованию аффектов преимущественно в их сигнальной функции
  • Подчинение внешнего общения и поведения логике вторичного мыслительного процесса; ограничение первичного мыслительного процесса областью сновидений, творчества, грез и фантазий
  • Формирование интегрированного чувства себя со стабильным ощущением собственной идентичности, включающего и полоролевую идентичность.
  • Образование реалистичного, социально приемлемого СуперЭго как гибкой структуры ценностей, идеалов, внутренних норм, защищающих и помогающих индивиду.

При успешном решении этих задач в подростковом возрасте возникает интегрированная и автономная взрослая личностная структура. Эта взрослая личность позволяет ее обладателю строить взрослые любовные отношения, иметь стабильное настроение, адекватно выражать эмоции, свободно выбирать занятия и интересы, обладать стабильной и реалистичной самооценкой, ощущать внутреннюю гармонию.

Путь взросления долог и сложен, особенно на последнем этапе – в подростковом возрасте. Ребенку приходится решать много трудных задач, и главную роль в этом, как отмечают все психоаналитические авторы, играет переструктурирование отношений с родителями

Такая важность изменений отношений с родителями связаны с ролью родителей в жизни ребенка. Ребенок рождается и еще долгое время остается физически, эмоционально, социально, сексуально и когнитивно незрелым. Поэтому родители незаменимы для ребенка в самых разных отношениях. Они (в раннем возрасте прежде всего мать) используются ребенком как дополнительное Эго, помогающее ему справляться с сильными, переживаниями, влечениями, телесными функциями, непониманиями в отношениях с другими людьми. Родители способствуют развитию идентичности ребенка, подтверждая верность его восприятия реальности, помогая собирать вместе и понимать телесные ощущения, формируя его полоролевую самость. Они поддерживают психосексуальное развитие ребенка, являясь первыми объектами инфантильных сексуальных желаний – эти отношения традиционно рассматриваются в психоанализе как «эдипов комплекс». До определенного возраста родители также служат дополнительным внешним суперЭго ребенка, гарантируя соблюдение им установленных в социуме норм и правил поведения.

Как понятно из этого короткого описания, без активного участия родителей (или их заместителей) психологическое развитие ребенка невозможно. Парадокс же заключается в том, что для того, чтобы стать взрослой автономной личностью, подросток должен отказаться от всех вышеописанных родительских «услуг» и перейти на «самообслуживание». Изменить сложившиеся взаимоотношения очень трудно в силу того, что в этот период подросток находится под властью противоположных тенденций развития.

С одной стороны, разворачивается масштабное половое созревание: сексуальные и агрессивные влечения, аффекты становятся более интенсивными, так что эго подростка бывает трудно самостоятельно справляться с их возросшей интенсивностью, не нарушая предписаний суперэго. С другой стороны, социальное, когнитивное, физическое и эмоциональное развитие, произошедшее в предыдущие годы, подталкивает подростка к автономии. Таким образом формируется конфликт между возросшей потребностью ребенка в родителях, и стремлением отделиться от них. Подросток, с одной стороны, ждет от родителей , как и раньше, помощи в решении всех его внутренних и внешних проблем, но, с другой стороны, сопутствующая этому эмоциональная зависимость вызывает сильную тревогу, будучи связанной еще и с инцестуозной окраской такой зависимости в силу того, что подросток лучше ощущает свои сексуальные желания и возросшие возможности. Во многом именно поэтому психоэмоциональное состояние подростка, и это отмечается абсолютным большинством исследователей данного возраста, является крайне нестабильным и несбалансированным. Наблюдаются колебания настроения, самочувствия, самооценки, с одной стороны, и восприятия и отношения к родителям, с другой стороны.

Постепенно, однако, психоэмоциональное состояние подростка стабилизируется, если семейная система позволяет ему проработать насущные переживания и проделать так называемую «работу горя» по поводу своего взросления. В отношениях с родителями эта «работа горя» состоит в деидеализации родительских образов и налаживании контакта с более реалистично воспринимаемыми родительскими фигурами

Таковы психоаналитические воззрения на особенности отношений подростков с родителями. Мы предприняли попытку эмпирически проверить данные взгляды, исследовав особенности психоэмоционального состояния подростков и их восприятия родителей во взаимосвязи, используя как качественные методы – наблюдение и беседу, проективные тесты, так и количественные методики – тесты-опросники (Цветовой тест отношений Эткинда[2], Методика незавершенных предложений Сакса-Леви в адаптации Яньшина[10], тест жизнестойкости в адаптации Леонтьева и соавт.[5], а также тест «Подростки о родителях»[3]. Мы предполагали, исходя из психоаналитической позиции, что существует связь между особенностями восприятия подростком родителей и показателями внутриличностного благополучия подростка: чем более позитивно подросток воспринимает своих родителей, тем ниже показатели его внутриличностного благополучия и выше показатели поведенческих отклонений. Также мы считали, что позитивное восприятие родителей в подростковом возрасте связано с внутренней психологической или внешней нестабильностью семьи, что не позволяет подростку развернуть процессы психологической сепарации от родителей и начать их деидеализировать.

В проведенном эмпирическом исследовании приняли участие семь «проблемных» подростков, учащихся общеобразовательной школы. Они отличались даже от сверстников особой грубостью в поведении, чрезмерной замкнутостью, выделяющейся увлеченностью маргинальными молодежными движениями, невнимательностью к своему внешнему виду. Мы ставили задачу проверить, действительно ли отклонение этих подростков от среднестатистического поведения и состояния их сверстников можно объяснить их неспособностью прорабатывать психологическую сепарацию от родителей, с чем связано неадекватно позитивное восприятие родителей, и что обусловлено нестабильностью семейных систем, к которым они принадлежат.

Результаты эмпирического исследования полностью подтвердили выдвинутые предположения. Вкратце, мы получили следующие данные:

Отношение к себе этих подростков, их эмоциональное благополучие в среднем негативно, находится на низком уровне (Цветовой тест отношений Эткинда), высок уровень внутриличностного неблагополучия (Методика незавершенных предложений Сакса-Леви), причем существует разница в сознаваемом восприятии себя подростками – оно вполне благополучно (тест жизнестойкости), и в результатах проективных методик. Вероятно, можно говорить, что сознавание эмоционального неблагополучия весьма трудно переносится подростками, так что оно проявляет скорее не в осознанных переживаниях, а в поведении, отношении к телу и интересах детей.

Что касается данных об отношении подростков к родителям, то выявлено следующее. Родители в целом воспринимаются более позитивно, чем сами подростки воспринимают себя, при этом отцы в среднем подростками воспринимаются более позитивно, нежели матери (Цветовой тест отношений Эткинда); обнаружено также, что отношения с родителями не воспринимаются обследованными подростками в среднем как конфликтные и негативно аффективно заряженные (методика незавершенных предложений» Сакса-Леви). Интересно, что тест «Подростки о родителях» зафиксировал негативное восприятие подростками родительского стиля воспитания. В сочетании с выявленным у данных подростков повышенным чувством вины («Методика незавершенных предложений» Сакса-Леви) и негативным самовосприятием это свидетельствует, с нашей точки зрения, о том, что имеющиеся разногласия данные подростки трактуют как признак их собственного несовершенства и «плохости», а не как проблемы их родителей. Таким образом, налицо как отсутствие признаков развертывания процессов деидеализации родителей, так и присутствие признаков «платы» - симптомы негативного самовосприятия и ощущение эмоционального неблагополучия подростков. Остается последний вопрос: что же мешает в случаях обследованных детей процессу психологического созревания идти своим чередом? Мы изучили особенности семейной ситуации наших подопечных, и обнаружили такие факты. Во всех семьях наблюдается отсутствие восприятия детьми родителей как пары – отец либо отсутствует, либо является психологически слабой фигурой, не принимает участия в психологическом функционировании семьи как системы, либо родители находятся в конфликтных, предразводных отношениях. Возникающие в таких условиях переживания небезопасности, психологической ответственности, перегруженности, психологическая зависимость от одной родительской фигуры тормозят эмоциональное развитие подростка, не позволяя ему начать сепарационные процессы. И тогда поведенческие, соматические, социальные девиации становятся той дорогой ценой, которую подростков платит за невозможность решить задачи своего психологического развития [9].

Для цитаты: Михеева Н.Д., Мизинова А.В. Трансформация отношений с родителями как ядро процесса психологического созревания в подростковом возрасте: психоаналитический взгляд // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология - 2011 г. - № 1, с.64-69

К другим публикациям
Наверх