Режим работы центра:

c 08:00 до 22:00

без обеда и выходных

Звоните нам:

+7 (499) 394-60-49

психологический центр
Помощь психолога >> Статьи
04 октября, 2012

Период отрочества - это время больших возможностей, первой влюбленности, новых интересов, крепкой дружбы и …. серьезное испытание для растущей личности. Это время возникновения так называемых «подростковых проблем». Мы, взрослые, привыкли к тому, что подростковые проблемы непременно должны существовать, знаем, как выглядят подростковые реакции. Однако, практика показывает, что лишь немногие из нас понимают смысл и значимость происходящих с подростком изменений. Но, научив когда-то своего ребенка ходить, мы теперь должны научить его, как становиться взрослым.

В отличие от большинства примитивных культур, в нашем обществе не существует специальных обрядов, ритуалов, вводящих подростков во взрослую жизнь.


Типичные подростковые проблемы

Поэтому часто они остаются один на один со своими проблемами. Психологи считают, что надо обязательно объяснять подростку смысл тех изменений, которые происходят и будут происходить в его физическом и эмоциональном развитии. Чем лучше будет проинформирован об этом подросток, тем легче будет ему избежать ненужных переживаний, сделать свое поведение более адекватным.

Подростковые проблемы можно условно разделить на внутриличностные и межличностные. К первым относятся чувство одиночества, покинутости, потери внутренней поддержки, и одновременно острая потребность в любви и привязанности. Это связано, прежде всего, с тем, что подростку необходимо на время отвергнуть своих родителей для того, чтобы построить с ними новые «взрослые» отношения. Это отвержение «внутренних родителей» и рождает ощущение пустоты и безнадежности, стремление к свободе при одновременном стремлении к зависимости. Еще одной типично подростковой проблемой является неудовлетворенность собой, трудности с принятием своего стремительно меняющегося и созревающего тела.  Подростки, как правило, плохо представляют себе изменчивость физического развития: повышенное внимание к собственному телу и сравнение с другими людьми приводит к переоценке своих мнимых или истинных физических недостатков.

К подростковым проблемам относятся быстрые и неконтролируемые колебания настроения. Они возникают в связи с быстрыми и значительными телесными изменениями, гормональной перестройкой организма и как следствие частым  физическим недомоганием, которое накладывается на постоянную неудовлетворенность подростка собой. С описанными  проблемами подростку помогают справиться родители, друзья и при необходимости консультация психолога. Более пристального внимания требуют подростковые проблемы, вызванные слабым ощущением собственного «Я»: уход от близких взаимоотношений, размывание времени, длительная неспособность к продуктивной работе, враждебное непринятие социальных ролей, уход от поиска себя. В этих случаях после первичной консультации подросткового психолога подростку рекомендована психотерапия или цикл психологических консультаций.

Межличностные подростковые проблемы связаны с отношениями со взрослыми и сверстниками. Группа сверстников обеспечивает подростку своеобразную подготовку к общению с окружающими, при этом, он длительное время остается чрезмерно озабочен собой и своими проблемами. Подросток верит, что другие люди могут и должны воспринимать мир и его проблемы так же, как и он. Постепенно лучшее понимание себя приводит к более объективному пониманию других. Типичные проблемы могут обостриться, когда у подростка возникает первая нежная привязанность, появляется влюбленность.

И, наконец, подростковая проблема, которая, на первый взгляд, беспокоит больше окружающих, чем самого подростка,  - конфликты со взрослыми. Прежде всего, это конфликт вокруг потребности в зависимости и стремления к автономии (начинается примерно с 12 лет). Для подростка более важно признание его самостоятельности, его равных со взрослыми прав, чем их действительная реализация. Постепенное предоставление ему свободы должно протекать в рамках устойчивой системы принципов, регламентирующих его поведение. Указывая подростку возможные ориентиры в жизни, взрослый, помимо всего прочего, еще и демонстрирует ему, что кто-то о нем заботится. Отношение к школе и учителям тоже претерпевает изменения. Исследователи утверждают, что на самом деле подросток не бунтует против учителей, а лишь разочарован и безразличен. Это похоже на разочарование Алисы в Стране Чудес, которая заявляет беспорядочным и претенциозным созданиям: «Вы всего лишь колода карт!». Просто в данный момент то место, которое ребенок занимает внутри коллектива, становится важнее оценки учителя.

Мы рекомендуем обратиться за консультацией к семейному психологу, если существуют следующие проблемы в отношениях подростка со взрослыми, в том числе, с учителями:

  • Отсутствие готовности взрослых к расширению свободы подростка из-за неизменности его статуса (ученик), его материальной зависимости.
  • Стремление взрослого постоянно направлять и контролировать ребенка.
  • Отсутствие у подростка умения действовать самостоятельно.

Неразрешенные проблемы в этой области отношений могут сказаться на течении последующего развития подростка  и даже полностью блокировать его. Обращение за помощью к подростковому или семейному психологу поможет Вашему ребенку с уверенностью шагнуть навстречу периоду больших возможностей, первой влюбленности, новых интересов, крепкой дружбы.


Психолог Мизинова А.В.

К другим публикациям
Наверх