Режим работы центра:

c 08:00 до 22:00

без обеда и выходных

Звоните нам:

+7 (499) 394-60-49

психологический центр
Помощь психолога >> Статьи
22 марта, 2015

Проблема тех или иных унижений - важная тема, ведь их последствия сказываются на всей жизни человека: в том, как он во взрослой жизни строит отношения со своими любимыми и детьми, на работе и с друзьями, и как, в целом, чувствует себя в этом мире.

Когда унижение становится нормой

Проблема тех или иных унижений - важная тема, ведь их последствия сказываются на всей жизни человека: в том, как он во взрослой жизни строит отношения со своими любимыми и детьми, на работе и с друзьями, и как, в целом, чувствует себя в этом мире. Здесь речь пойдет о том, что происходит с людьми, которые какой-то период своей жизни подвергались унижениям. Кто-то может подумать, что эта статья не про него. Но, к сожалению, унижающие методы воспитания ребенка очень распространенное явление в наших семьях и детских учреждениях. И, кроме того, человек, подвергавшийся унижениям, не всегда способен воспринимать унижающее его отношение как таковое. Например, регулярный повышенный тон и критика со стороны начальника может восприниматься как норма или даже забота. Ведь жертвы унижений зачастую склонны оправдывать своих обидчиков или игнорировать свои неприятные чувства в связи с таким отношением.

Итак, в этой статье мы рассмотрим:

  • к каким последствиям ведет унижающее отношение к ребенку в семье;
  • последствия унижения ребенка в школе;
  • какие трудности во взрослой жизни испытывает человек, подвергавшийся унижениям в детстве.

Унижение ребенка в семье

Любое поведение одного человека по отношению к другому, принижающее чувство ценности второго является унижающим. Диапазон действий, вызывающих чувство униженности довольно широк - от игнорирования потребностей, эмоций до физического и сексуального насилия. Обычно это выражается в высокомерном отношении, т.е. в позиции сверху, например:

  • чрезмерной критике и оскорблениях;
  • оценке и сравнении с другими;
  • обращении на повышенных тонах и оскорблениях;
  • пренебрежении чувствами и желаниями.

Каждый из нас когда-то был ребенком, вынужденным подчиняться взрослым: родителям, воспитателям, учителям и т.д. А взрослые, к сожалению, не всегда осознают то, как их действия по отношению к ребенку сказываются на его психике. Когда родители критикуют, игнорируют, кричат и оскорбляют ребенка, сравнивают с другими - более успешными детьми или позволяют себе физические наказания они зачастую не задумываются, к чему это ведет. А ведь все это унижает ребенка, т.е. принижает чувство его собственной ценности. Если родители регулярно наказывают ребенка тем, что не разговаривают с ним, для него это означает - "за мой проступок меня разлюбили, я не достоин даже того, чтобы со мной разговаривали". И если самые близкие люди, которые, казалось бы, любят его, обращаются с ним таким образом, ребенок делает вывод, что он достоин такого обращения. И, соответственно, ожидает как чего-то естественного такого же обращения с ним от остальных окружающих. В том числе человек и сам к себе начинает так же относиться - игнорирует свои чувства, потребности, желания. Иногда от родителей, использующих такие методы воспитания, можно услышать: «Меня так воспитывали, и я нормальным человеком стал» или «Это закаляет и в будущем помогает со многим справляться». Иногда родители используют такие методы воспитания от чувства собственного бессилия и говорят: «Он по-другому не понимает. С ним только так получается». Как правило, это те же методы воспитания, которые были использованы в их собственном детстве. А для того, чтобы не повторять ошибок своих родителей, требуется определенный уровень осознания произошедшего и способность выстраивать отношения по-другому. Именно поэтому большое значение имеет прохождение психотерапии до рождения детей, чтобы не переносить на на них тяготы своего детства.

Унижения ребенка в школе

Дети с низким чувством собственного достоинства чаще всего становятся жертвами издевательств в школе. А ребенок, переживавший нападки и издевательства в школе со стороны одноклассников, потом помнит об этом всю жизнь. В будущем человек может стать успешным в работе, создать благополучную семью, но тот «внутренний ребенок», который страдал в школе, продолжает в нем жить и проявляться в том, что становится трудно поддерживать неформальные отношения с коллегами или непереносимо оказываться в компаниях с малознакомыми людьми. Человек видит в окружающих образ той детской группы, которая так с ним поступала, и вновь ожидает насмешек, презрительных взглядов или нападок. В нашей работе не редко приходится слышать о том, как тяжело было на себе переносить детскую жестокость. К тому же, дети, переживающие унижения в семье, зачастую не способны себя защищать и чаще всего они не обращаются за помощью и защитой к взрослым. Они терпят. Они привыкли, что к ним так относятся. Для них унижение становится нормой.

Но не всегда последствия унижений приобретают такую форму. Если подумать о детях, которые становятся "лидерами", устраивающими все эти издевательства над слабыми… Почему они это делают? Это те же жертвы унижения в семье, избежавшие участи стать подобными жертвами вне ее. У них такая же заниженая самооценка, но они изо всех сил стремятся поднять ее за счет окружающих. Часто такие люди отождествляют себя с обидчиками - близкими взрослыми, унижающими их, и находят жертву среди более уязвимых. Так, вся злость, которая изначально была адресована обидчику (например, родителю), перенаправляется на более слабых.

Поэтому два ребенка из одной семьи, где используется унижающий стиль взаимоотношений, могут демонстрировать совершенно противоположные модели поведения. Но обоим этим детям во взрослой жизни будет очень сложно построить взаимоуважительные благополучные близкие отношения. Просто потому, что их картина мира сформировалась таким образом: в отношениях один унижает, а другой подчиняется, подстраивается и терпит. Также нередко можно слышать от взрослых людей о том, как им приходилось переносить нелюбовь кого-то из учителей. Ребенок болезненно воспринимает ситуацию, когда ему приходится терпеть унижения со стороны учителя. Ведь в учителе он видит образ родителя, от которого также ждет заботы и одобрения, а получает несправедливое отношение или унижающие высказывания.

Взрослая жизнь униженного ребенка Последствия унижений в детстве, во взрослой жизни бывают разными, в зависимости от многих факторов. Некоторые люди становятся довольно успешными, но часто испытывающими тревогу и неуверенность, они приходят к психологу для того, чтобы поднять заниженную самооценку и справиться с тревогой. А у кого-то вся жизнь проходит в состоянии жертвы, что причиняет нестерпимые страдания. Ведь тот, кто привык адаптироваться к унижениям в детстве, продолжает делать это и во взрослой жизни. Человек, находящийся в положении жертвы, становится:

  • покорным, угодливым и терпеливым;
  • стремящимся избегать любых конфликтов;
  • испытывающим чувство беспокойства без видимых причин;
  • склонным ограничивать себя в своих потребностях и желаниях.

Такой человек во взрослой жизни находится в бесконечном поиске любви, одобрения и принятия, подстраиваясь и угождая другим, жертвуя своими желаниями и интересами. У такого человека зачастую самооценка сильно снижена, поэтому он связывает свою жизнь с людьми, отношения с которыми не позволяют чувствовать себя любимым, ценным и значимым; или устраиваются на работу, где страдают от агрессивного, неуважительного отношения начальника. Так, человек в своей взрослой жизни воспроизводит уже знакомые и понятные ему, но мучительные отношения из детства.

Но люди, перенесшие унижения в детстве, не всегда становятся жертвами. Иногда они отождествляют себя с обидчиками из своего детства. В личной жизни таким людям трудно доверять партнеру, они стремятся его контролировать, очень чувствительны ко всему, что они воспринимают как пренебрежение по отношению к себе. А зачастую, в одном человеке продолжают жить и жертва и обиженый на весь мир человек одновременно. Многим известны люди, которые в некоторых отношениях добродушные и угодливые (например на работе), а в других (например, в семье) - властные и бескомпромиссные.

Конечно, эпизодические унижающие действия в отношении ребенка обычно не ведут к серьезным последствиям. Но когда такие воздействия используются регулярно на протяжении какого-то периода жизни ребенка, это откладывает отпечаток, который исправить можно только с помощью специалиста. Ведь такому человеку, в первую очередь, важно обрести чувство собственной ценности, освободиться от внутренних запретов и ограничений, научиться строить отношения на взаимном уважении. А со сложившейся в детстве однобокой картиной мира самостоятельно это сделать практически невозможно.

К другим публикациям
Наверх