Режим работы центра:

c 08:00 до 22:00

без обеда и выходных

Звоните нам:

+7 (968) 396-96-83

психологический центр
Помощь психолога >> Статьи
24 мая, 2012

В условиях существенного недостатка научных данных по этой теме цель данной статьи – опираясь на имеющиеся исследования и на отечественный опыт клинической работы с семьями, воспитывающими детей с синдромом Дауна, обозначить наиболее важные вопросы, связанные с психосексуальным развитием ребенка с синдромом Дауна.

Чувствую – значит существую: особенности психосексуального развития человека с синдромом Дауна

Синдром Дауна – одна из наиболее, пожалуй, исследованных генетических патологий. Исследования данного заболевания в области психологического знания в большинстве своем касаются особенностей формирования когнитивных функций детей с синдромом Дауна [Алехина А.В., 2000; Bird G, Buckley S., 1996, 2001], своеобразия их психомоторного развития [Лаутеслагер П., 2003; Махони Дж., Пералес Ф.,2006 и др.], функционирования речи [Жиянова П.Л., 2010; Miller, J. F., 1999 и др.]. В последние годы появляются публикации, связанные с исследованием фенотипов поведения, характерных для людей с синдромом Дауна [Fidler, D., 2005; Барашнев Ю.И., 2007 и др.] И только недавно стали появляться работы, направленные на изучение специфики детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с синдромом Дауна [Разенкова Ю.А., Айвазян Е.Б., Иневаткина С,Е., Одинокова Г.Ю. , 2008, 2009; Пальмов О.И., 2006; Панарина Л.Ю., 2004] и на исследование особенностей психотерапевтической работы с такими семьями [Кравченко К.Я., 2011; Музюкин И.Б.,2011]. Вопросам эмоционального развития детей с синдромом Дауна также посвящено сравнительно небольшое количество зарубежных исследований [D’Haem Jeanne Kasari C., Freeman S. F. M., Bass W, 2008; Cuskelly M., Zhang A., Gilmore L., 1998]. И, наконец, наименее исследованной областью является психосексуальное развитие людей с синдромом Дауна, несмотря на то, что сексуальность – это очень важная часть их жизни, как и жизни любого человека вообще.

Центральным вопросом, касающимся сексуальности ребенка с синдромом Дауна, является вопрос о своеобразии его психосексуального развития. Действительно ли оно имеет свои особенности? Возможно ли определить их и конкретизировать факторы, влияющие на их появление? Родители детей с синдромом Дауна, обращаясь за помощью к специалистам, обычно формулируют эти вопросы следующим образом: «Как быть с проявлениями сексуальности моего ребенка? Не опасно ли для него вести сексуальную жизнь? Может ли он влюбиться? Способен ли он создать семью?»

Попробуем приблизиться к ответам на эти и некоторые другие вопросы, опираясь на данные научных исследований. Прежде всего, мы будем говорить о данных психоаналитических исследований, поскольку именно в этом направлении психологической науки вопросам сексуальности и психосексуального развития всегда придавалось первостепенное значение. Итак, еще со времен Фрейда известно, что психосексуальное развитие любого ребенка начинается с момента его рождения. Прежде чем стать взрослой, сексуальность проходит несколько закономерных стадий развития, независимо от того, есть ли у ребенка отклонения в развитии - например, врожденные аномалии.

З.Фрейд выделил следующие стадии психосексуального развития: оральную стадию (0-1 г.), анальную стадию (1-2г.), фаллическую (2-5л.), латентную(5-11 л.), подростковую (11-20л.) и стадию зрелой генитальной сексуальности (после 20-ти л.) [Фрейд З., 2004]. На каждой из этих стадий существует определенная зона тела ребенка – рот, анус, гениталии - которая доставляет ему удовольствие и функционирование которой дает в соответствующий период толчок всему развитию ребенка [Фрейд З., 2004; Кернберг О., 2000; Шарфф Д., 2008]. Эти зоны тела также становятся центральной темой внутри отношений ребенка с матерью и, позднее, с другими членами семьи.

***

Так, в младенчестве мать является для новорожденного первым объектом, с которым связаны все его переживания, в том числе эротические [Шарфф Д., 2008]. Приятные ощущения в процессе кормления становятся предшественниками более позднего сексуального возбуждения [Кернберг О., 2000].

Некоторые авторы [Панарина Л.Ю., 2004; Fitzmaurice, S., 2002] говорят об особенностях новорожденного с синдромом Дауна, выраженных в разной степени, - апатичность, слабый отклик на улыбку и прикосновения матери, – негативно отражающихся на способности такого ребенка воспринимать ухаживающего взрослого и вообще другого человека в качестве источника удовольствия (на сегодняшний день остается не до конца исследованным вопрос того, является ли слабая выраженность социальных способностей младенца следствием наличия у него синдрома Дауна или проявлением раннего детского аутизма [Углубленное изучение особенностей раннего развития детей с синдромом Дауна. Обзор подготовлен Грозной Н.С. /Журнал Синдром Дауна. ХХI век.- 2010, № 1(4),с.64]).

Сопутствующие синдрому Дауна соматические заболевания [Van Cleve, S., 2006 и др.] делают неизбежными частые медицинские манипуляции с его телом, в ходе которых механические прикосновения врачей также не приносят удовольствия ребенку.

Недостаточность координации движений всех участвующих в кормлении мышц ребенка с синдромом Дауна превращает процесс, призванный приносить удовольствие, во фрустрирующий. Соска легко выскальзывает из ротика ребёнка, он быстро устаёт, и процесс кормления затягивается [www.downsideup.org].

При неблагоприятной ситуации развития совокупность этих факторов может приводить к тому, что ребенок с синдромом Дауна в младенческом возрасте не приобретает естественным путем опыта получения удовольствия от контакта с другим человеком и удовольствия от собственного тела в такой степени, как это происходит у обычных детей.

***

Начинающий ходить ребенок учится справляться со своими естественными нуждами, самостоятельно контролируя процессы опорожнения кишечника и мочевого пузыря, и это становится для него новым источником удовольствия. [Тайсон Ф., Тайсон Р., 2006] Сниженная способность ребенка с синдромом Дауна анализировать свои внутренние ощущения, выполнять целенаправленную и ориентировочную деятельность лишают его возможности получать удовольствие от контроля своих выделительных потребностей и побуждений [O'Connor N., Hermelin В., 1962].

В возрасте между двумя и пятью годами у ребенка появляется интерес к различию полов и к половым отношениям, однако, понятия о приемлемом поведении формируются в норме в старшем дошкольном возрасте. [Тайсон Ф., Тайсон Р., 2006] Ребенок с синдромом Дауна, обуреваемый любопытством по поводу вопросов различий между полами, в силу конкретности мышления может демонстрировать свое обнаженное тело без ограничения времени и места гораздо дольше, чем его нормально развивающиеся сверстники [Fitzmaurice S., 2002].

Из-за повышенного контроля и наблюдения извне особому ребенку может не хватать частного пространства, что может искажать его понимание интимности. Этому способствуют также продолжающиеся в силу не достаточно развитой самостоятельности ребенка манипуляции с его телом в присутствии посторонних, что стирает грань между дозволенным и не принятым в обществе поведением.

***

В норме у ребенка еще в раннем возрасте формируется осознание своего пола, что происходит на основе взаимодействия биологических и психосоциальных факторов. Воспитывая мальчика или девочку, родители по-разному обращаются с детьми в зависимости от их пола, даже если считают, что ведут себя с ними одинаково. Хотя существует различие между младенцами мужского и женского пола, базирующееся на гормональном статусе, это различие не приводит автоматически к различию в постнатальном поведении по женскому/ мужскому типу [Кернберг О., 2000].

В силу ограниченной интеллектуальной функции ребенок с синдромом Дауна не всегда способен улавливать тонкие моменты демонстрируемого ему принятого в обществе поло-ролевого поведения. Это может приводить, например, к трудностям в определении пола других людей по внешнему виду. Susan Fitzmaurice [Fitzmaurice, S., 2002] рассказывает о наблюдаемой гендерной путанице у ее четырехлетнего сына с синдромом Дауна, который испытывал трудности с идентифицикацией пола другого человека даже по очевидным различиям в одежде. Усвоив формальный отличительный признак между полами – наличие пениса у мужчины – мальчик задавал окружающим вопрос: «А у вас есть пенис?»

Ребенок с синдромом Дауна так же может испытывать трудности с осознанием своего пола. Из-за конкретности мышления и склонности к подражанию он зачастую идентифицирует себя с кем-либо из окружающих по специфическим признакам, не связанным с полом, и демонстрирует поведение, вызывающее недоумение у окружающих [Больдюсова Ю.С., 20011; Fitzmaurice, S., 2002].

При нормальном протекании психосексуального развития в возрасте двух- пяти лет у ребенка разворачивается конфликт, связанный с желанием особых отношений с родителем противоположного пола и чувством ревности по отношению к другому родителю - так называемый «эдипов комплекс» [Фрейд З., 2004]. В норме эти желания вытесняются в течение дошкольного периода, но в подростковом возрасте они оживают вновь. Обычный ребенок способен их контролировать, перенося эротический интерес с родителя на сверстников [Тайсон Ф., Тайсон Р., 2006], общение с которыми становится более интенсивным на этом этапе.

Исходя из понимания особенностей психического функционирования ребенка с синдромом Дауна, можно предположить, что дошкольник или подросток с синдромом Дауна может понимать свои сексуализированные желания к родителю противоположного пола слишком конкретно. К тому же его сильно ограниченная самостоятельность продлевает тесные отношения с матерью, которая продолжает участвовать в гигиенических, медицинских манипуляциях с его телом, что вызывает у физически созревшего подростка слишком сильные чувства по отношению к ней. А возможная изоляция от группы сверстников и сложности с налаживанием дружеских отношений уменьшают возможность молодого человека найти объект эротической привязанности вне семьи.

Возможно допустить, что вкупе все эти факторы - конкретное мышление, продолжающиеся близкие отношения с матерью, ограниченные контакты со сверстниками - делают возможным тот факт, что молодой человек с синдромом Дауна начинает воспринимать мать как эротический объект (до сих пор не имеется конкретных исследований того, как происходит психосексуальное развитие ребенка с синдромом Дауна на этом этапе). И если в раннем возрасте ухаживания ребенка умиляют взрослого, то сексуальный интерес со стороны созревшего подростка является пугающим.

***

В случае с молодым человеком с синдромом Дауна значительные ограничения в самостоятельности и, как следствие, нахождение под постоянным наблюдением взрослых не позволяют ему формировать свое частное пространство и справляться с обуревающими его сильными чувствами. Он имеет, как правило, меньше возможностей черпать сведения интимного толка из литературы, телевизионных программ, общения со сверстниками, поскольку имеет более ограниченный доступ к таким источникам информации [Gannon, M., 2009]. Особенности мышления делают возможность переноса готовых моделей поведения в жизнь затрудненной, и ребенок с интеллектуальной патологией зачастую имеет размытое представление об интимных частях жизни. Эти факторы приводят к появлению, например, характерного для подростка с синдромом Дауна поведения - публичной мастурбации, которая часто приводит невольных свидетелей в состояние замешательства [Van Dyke, D. C., 1997]. Между тем, мастурбация любого подростка - адекватный признак начавшихся гормональных изменений и пробуждающегося интереса к половой жизни. С помощью мастурбации подросток овладевает своим взрослеющим телом, а также компенсирует внезапное одиночество, надвигающееся на него вследствие потери семьи, которую он сам начинает отвергать [Тайсон Ф., Тайсон Р., 2006].

Несоответствие между физическим развитием и развитием когнитивной сферы, социальных навыков подростка с синдромом Дауна может приводить к тому, что происходящие с ним изменения, являющиеся нормальной частью взросления, истолковываются родителями как следствие инвалидности ребенка [D'Aegher L., Robinson P., Jones S., 1999]. Кроме того, появление признаков сексуальности подростка-инвалида может вызывать у родителей тревогу по поводу нежелательной беременности, заражения половыми инфекциями, вероятности сексуального насилия. Реакции родителей на публичную мастурбацию такого подростка могут быть самыми разнообразными: от желания «купить ему девушку» до мыслей о химической кастрации [Данилова Т.Н., Мизинова А.В., 2011].

Преодолев подростковый возраст, любой человек задумывается о близких интимных отношениях, о создании любовной пары, а потом и семьи. Возможность создания молодым человеком с синдромом Дауна семьи тревожит и его самого, и его близких. Большинство имеющихся исследований посвящены вопросам, связанным с воздержанием, контрацепцией, безопасным сексом, репродуктивной способностью людей с отклонениями в развитии [Van Dyke D.C., 1997; Lel D'Aegher, Pier Robinson, Susan Jones, 1999]. Исследований влияния сопутствующих соматических заболеваний, врожденных физических и эмоциональных особенностей, специфики окружающей среды на способность людей с синдромом Дауна вступать в близкие эмоционально-интимные отношения и поддерживать их недостаточно.

Большинство авторов указывают, что сложности с выделением существенных признаков влияют на способность молодого человека с синдромом Дауна действовать по образцу, переносить усвоенные продуктивные способы решения на ситуации, связанные с построением отношений [Алехина А.В., 2000 и др.], и, в конечном итоге, затрудняют воплощение демонстрируемых ему правил ухаживания в жизнь.

Молодые люди с синдромом Дауна предпочитают находиться в одиночестве или строить отношения с кем-либо из взрослого окружения, нежели из сверстников, лишь немногие из них способны завязывать двусторонние дружеские отношения со своими сверстниками и испытывать чувство глубокой привязанности [Stephanny F. N., Freeman and Connie Kasari, 2002; D’Haem Jeanne, 2008].

Несмотря на то, что люди с синдромом Дауна часто имеют физиологическую возможность вступать в интимные отношения, они, скорее всего, неспособны испытывать зрелое сексуальное удовольствие [Van Dyke, D.C., 1997]. Возможно, на это влияет неспособность человека с синдромом Дауна одновременно и полноценно использовать анализаторы различных модальностей [O'Connor, N., Hermelin, В., 1962], получать удовольствие от стимуляции своего тела в той степени, в которой это доступно обычному человеку.

***

Своеобразие психосексуального развития ребенка с синдромом Дауна, связанное, в первую очередь, с конкретным мышлением и длительной симбиотической связью с матерью, неизбежно и требует дополнительных усилий со стороны родителей и специалистов, которые позволили бы особому ребенку уже на начальном этапе приобретать чувственный опыт, а позднее - по возможности, строить зрелые интимные отношения.

В силу того, что эмоциональный отклик новорожденного с синдромом Дауна на обращение матери имеет свои особенности, такому младенцу необходимы более сильные положительные стимулы со стороны ухаживающего взрослого.

Этап приучения ребенка с синдромом Дауна к горшку – следующий ответственный момент жизни ребенка, влияющий на ход психосексуального развития. Родителей может пугать возможная неспособность их ребенка контролировать процессы мочеиспускания и испражнения, вследствие чего они склонны настаивать на быстром и строгом приучении малыша к горшку. Однако, в этот период важно дать ребенку возможность экспериментировать в новой для него области, самостоятельно получая удовольствие от чувства контроля над своим организмом.

В силу конкретности мышления ребенок с синдромом Дауна не всегда способен улавливать тонкие моменты демонстрируемого ему принятого в обществе полоролевого поведения, следовательно, окружающим необходимо предоставлять ему достаточное количество информации о различиях между полами, а также - доступную модель принятого поло-ролевого поведения: личный пример близких, различная качественная видео-продукция, посещение специальных семинаров и т.д. Важно терпеливо и настойчиво информировать ребенка о таких понятиях, как родственные связи, разница поколений, социальные роли, а также о допустимых формах близости между людьми. В таком деликатном вопросе, как мастурбация, для особого подростка имеет большое значение поддержка родителей и их помощь в организации ему личного пространства. Важно сообщать ребенку о нормальности процесса мастурбации при условии, что он проходит в уединенном интимном пространстве.

В период построения любовных отношений людям с синдромом Дауна полезно иметь модель принятого в обществе процесса ухаживания и информацию по вопросам, связанных с физической близостью, и, в первую очередь, с эмоциональной связью между партнерами.

Таким образом, можно констатировать наличие у человека с синдромом Дауна значительной специфики хода психосексуального развития и наличие ее своеобразия в зрелом возрасте. Можно говорить о трудностях в достижении таким человеком зрелой стадии психосексуального развития, признаком которого является способность к получению зрелого сексуального удовольствия в рамках эмоционально глубоких отношений с другим человеком, что связано с особенностями телесного, когнитивного и эмоционального опыта человека с синдромом Дауна. Также можно отметить, что степень достигнутого развития сексуальности ребенка с синдромом Дауна зависит как от присущих только ему черт эмоционального, когнитивного и телесного развития, так и от умения родителей стимулировать психосексуальное развитие своего особого ребенка в правильном, соответствующем норме направлении.

Скачать Чувствую – значит существую: особенности психосексуального развития человека с синдромом Дауна в pdf

Для цитаты: Данилова Т. Н., Мизинова А. В. Чувствую – значит существую: особенности психосексуального развития человека с синдромом Дауна // Синдром Дауна XXI век. 2011. №2. – C. 22-27


Психолог Мизинова А.В.

К другим публикациям
Наверх